Меню сайта
Детская школа искусств№8 им.Н.А.Капишникова Вторник, 19.03.2024, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Театрального искусства

Отделение театрального искусства: класс художественного чтения

Каптюк Светлана Юрьевна, преподаватель

 

Класс художественного чтения открыт в ДШИ №8 в 1979 году. Инициатором его открытия был Н. А. Капишников, который составил первую программу курса.

Первым преподавателем класса стала Вера Ивановна Мокрецова, затем на смену ей пришла Надежда Васильевна Кубасова.

Задачей класса художественного чтения является обучение ребят навыкам правильной литературной речи, анализу текста, умению вести себя перед аудиторией: на сцене, в классе, в других речевых ситуациях.

Художественное чтение – искусство звучащей литературы. Слово является основным материалом и средством воздействия в искусстве чтения. Научить понимать и выражать зримость слова, основные средства его выразительности (целенаправленность, образность, эмоциональность) – вот цель работы класса.

Художественное чтение – искусство слышимое. Воспитание речевого слуха чтеца  – задача первостепенной важности в овладении искусством чтения.

Выразительное – художественное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка, балет. Главная же цель исполнителя состоит в том, чтобы в процессе выразительного чтения, естественно выразить себя, свое личное отношение к автору, к исполняемому произведению.

Искусство устного исполнения поэтического текста определяется терминами: художественное чтение, выразительное чтение, декламация. 

В основе выразительного чтения лежит система работы над актерским мастерством К. С. Станиславского. Существенным звеном этого учения является «метод физического действия». Смысл его заключается в том, что, подлинно выполняя действия персонажа, исполнитель создает необходимые условия для возникновения адекватных эмоций. Станиславский советует думать не о самом чувстве, а о тех условиях, которые вызвали переживание.

Работа над выразительным (художественным чтением) основывается на принципе искренности переживаний, ребёнок должен стремиться к словесному действию, т.е. ставить перед собой задачи общения, помочь определить которые является одной из задач практического обучения курса.

Безусловно, для того чтобы поставить исполнительскую задачу, нужно понять замысел автора, предварительно детально проанализировав текст. Для этого служат групповые и индивидуальные занятия по логике речи и мастерству исполнения, цель которых - научить ребёнка основам работы над художественным образом (умению дать характеристику герою, найти подобие ему в жизни, живописи и т.д.)

Изучение основ орфоэпии, постановка голоса и правильной артикуляции, произношения происходит на уроках по технике речи. Задачей класса художественного чтения является обучение ребят навыкам правильной литературной речи, анализу текста, умению вести себя перед аудиторией: на сцене, в классе, в других речевых ситуациях.

Занятия в группе предполагают изучение теоретического и практического материала, отработка и освоение которого затем производится на индивидуальных уроках и самостоятельно. При обучении используются элементы актерского мастерства.

Практически осваивается понятие «техника речи», ведется работа по развитию дикции, дыхания, голоса.

Воспитывается понятие о речевом слухе.

Уделяется большое внимание развитию следующих умений:

  • умение пересказывать отрывок своими словами, раскрытие последовательности событий, действенной линии поведения героев, побуждений, причин их поступков
  • раскрытие идейного замысела автора через поступки героев, их взаимоотношения, столкновение друг с другом и действительностью
  • нахождение и укрепление в процессе работы над текстом конкретных логических мотивировок поступков действующих лиц
  • выяснение линии словесного действия
  • научиться основам работы над художественным образом (умению дать характеристику герою, найти подобие ему в жизни, живописи и т.д.)
  • проявление творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественное произведение, культуры речи
  • использование сценических этюдов в процессе работы над прозой, развитие воображения, наблюдательности, внимания, умения общаться

Кроме теоретического освоения учебного материала курса художественного чтения  класс много работает над практическим воплощением изученного: ребята выступают на школьных и поселковых мероприятиях, участвуют в работе клуба «Новые имена» при ДК «Октябрь». Основы художественного чтения и актёрского мастерства позволяют реализовывать интересные проекты: Святочные колядки, фольклорные программы-игры, новогодние представления, литературные и литературно-музыкальные композиции, литературные спектакли.  Ребята выступают в качестве ведущих и чтецов оркестровых программ, литературно-музыкальных композиций, вечеров ДШИ и ДК.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив
Copyright MyCorp © 2024